ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1975] мастеров, [365] посетителей.
Опубликовано: [32817] работ.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Ара Симонян Тигранович
Каринэ Байдукова
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus

СПИСОК МАСТЕРОВ

А Б В


Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович

(1813 - 1880)

Автопортрет Николая Михайловича Алекееева-Сыромянского 1859 года, хранящийся в собрании ГТГ, имеет второе авторское название — "Алеко". Художник как бы примеряет на себя костюм и роль пушкинского героя, романтического индивидуалиста, одержимого мечтой о свободе. Литературно-живописные отзвуки такого рода часты в образном строе произведений Алексеева-Сыромянского (достаточно поставить в ряд его автопортреты разных лет) — и это тем более интересно оттого, что сам он представлял собой тип личности, в общем-то весьма далекой от романтического мирочувствования.

Прежде всего, через арзамасскую школу живописи, где Алексеев-Сыромянский учился (1820 -1829) и которой впоследствии руководил (1834-1842), он связан с совсем иным художественным кругом. Александр Васильевич Ступин — энтузиаст, основавший эту школу в 1802 году, — был фигурой незаурядной. У него обучались дети всех сословий, и крепостные составляли большинство учеников. Школу опекал Алексей Гаврилович Венецианов, чувствуя в инициативе Ступина близость собственным просветительским усилиям. Близки были и учебные программы обеих школ — сафонковской руководимой Венециановым, и арзамасской. Однако последняя обнаруживала гораздо бо?льшую зависимость от петербургского курирования: все поощрения и продвижения осуществлялись здесь под эгидой Академии художеств, с традициями которой сам Ступин сохранил живую связь — его методика преподавания целиком основывалась на академической системе правил. Для большинства учеников (не связанных сложностями крепостного состояния) занятия у Ступина являлись своего рода подготовкой, естественным трамплином перед поступлением в Академию.

Такой же путь прошел и Алексеев-Сыромянский — с той разницей, что его связь со школой оказалась более прочной: в 1834 году, в качестве зятя Ступина, он принимает на себя фактическое руководство ею. На принципах учебного процесса эта перемена не отразилась — новый директор старался строго следовать заветам предыдущего и сохранить сложившуюся в заведении атмосферу. Но школьная работа заполняет его жизнь. А параллельно следует обычная академическая карьера: с 1829 по 1831 год вольноприходящий ("посторонний") ученик, в 1831 — неклассный художник, в 1836 — "назначенный" живописец и, наконец, в 1839 году — академик по классу исторической и портретной живописи. Характерно, что и петербургские успехи Алексеева-Сыромянского косвенно связаны с его арзамасским бытом: звание "назначенного" он получил за два портрета, среди которых портрет А. В. Ступина (1836), а академиком стал после успешного выполнения задания на групповую композицию — "А. В. Ступин, окруженный учениками" (1838). Образ учителя встретится в его живописи еще не однажды.

"А. В. Ступин, окруженный учениками", как и предшествующая этому полотну по времени и сходная по теме картина "Художники" (1830-е гг.), производит двойственное впечатление. Сами мотивы характерны для венециановского круга. Однако в торжественной фронтальности персонажей ощущается не только серьезность попытки сформулировать на холсте некое творческое кредо, но и жесткое следование традиции академических постановок, не смягченное заведомо поэтическим подходом, типичным для венециановцев. Такое "окостенение" жанровых схем не случайно для Алексеева-Сыромянского. Популярные в живописи русского "бидермейера" сюжеты ("Перспектива комнаты с изображением семейства", 1838; "Автопортрет с семьей", 1836; "Мальчик с гитарой", 1836) трактуются им с некоторым налетом парадности, позирующей застылости; в композициях иного рода находит свое место полный расклад позднеромантических и салонно-академических клише ("Диана на охоте", 1846; "Девочка у рабочего столика", 1849; "Цыганка", 1854; "Автопортрет в образе Алеко", 1859). Венециановские влияния прослеживаются в 1830-е годы, стремление к внешней красивости — позднее, в 1840-1850-е годы: биография художника совпадает с "биографией" культуры его времени. То, что остается за внешними приметами живописно-пластических решений, составляет собственно индивидуальность Алексеева-Сыромянского — жесткий рисунок, любовь к эффектам светотени, высокий профессионализм питомца Академии. Не выделяясь качественно, его искусство оказывается в русле важнейших тенденций живописи середины XIX века — как необходимое звено в общей картине состояния изобразительной культуры.

Художественная деятельность Алексеева-Сыромянского была достаточно разносторонней. Создание жанровых композиций ("Рыбак", 1830; "Сражение", 1836) и портретов (портреты сына 1854 и 1859 годов; автопортреты 1845 и 1859 годов; многочисленные портреты А. В. Ступина; портрет семьи Горностаева, 1850-е гг.; портрет В. Е. Раева, 1851) совмещалось с занятиями иконописью (заказы для церквей в Нижнем Новгороде, Пензе, Уральске), с иллюстрированием произведений А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. А. Шаховского. В 1842 году художник оставляет руководство арзамасской школой и переселяется в Петербург: следующие тридцать лет его жизни (1843 — 1873) связаны с выполнением мозаичных работ в Исаакиевском соборе, а в 1853 году он получает должность штатного мозаичиста Академии художеств.

Чтобы правильно оценить эту деятельность, следует учитывать, что к середине XIX века все традиции мозаичного дела в России были давно утеряны — после опытов М. В. Ломоносова это искусство оказалось в полном упадке, длившемся чуть менее столетия. Проект декорировки Исаакиевского собора потребовал, по сути, возрождения забытого ремесла, а русские мозаичисты оказались в положении первооткрывателей утраченных секретов и навыков. К 1845 году относятся первые официальные шаги по учреждению в Петербурге Мозаического Заведения, а в 1862 году в результате упорной борьбы художников оно переводится из ведения Стеклянного завода под опеку Академии художеств и, таким образом, получает профессиональную базу и твердый статус. Все работы русских мозаичистов этого времени связаны с оформлением Исаакиевского собора. Алексеевым-Сыромянским выполнено здесь множество изображений, в основном с оригиналов академических профессоров — Н. А. Майкова, Т. А. Неффа, А. Е. Бейдемана ("Сергий Радонежский", "Михаил Тверской", "Исаакий Далматский", "Апостол Павел", "Михаил Архангел" и другие); эскизы регулярно, на протяжении тридцати лет, появлялись на выставках Академии. Кроме того, его кисти принадлежит восемь живописных композиций в аттике собора ("Переход израильтян через Чермное море", "Истребление первородных в Египте", "Вечеря в доме Симона Прокаженного", "Брак в Кане Галилейской", "Исцеление десяти прокаженных", "Исцеление при купели Силоамской", "Хождение по водам"): они выполнены маслом на стене и полностью отвечают академическим нормам в отношении монументального храмового искусства.

Работа над оформлением Исаакиевского собора оказалась завершающей в творческой биографии Алексеева-Сыромянского; в 1873 году он покинул Петербург, чтобы закончить свои дни на покое, в Ярославле. В последний раз о его произведениях вспоминают в начале XX века при составлении экспозиции живописного раздела для Всемирной выставки в Париже (1906). Далее наступает прочное забвение, в какой-то мере и оправданное — ведь Алексеев-Сыромянский никак не был художником "первого ряда", а академическая традиция, которой он безусловно принадлежал, воспринималась в первой четверти XX века как нечто безнадежно устаревшее и консервативно-ретроградное. Однако по прошествии времени, когда история искусства перестает быть борьбой еще живых тенденций и становится историей искусства, имена "малых" художников по справедливости возникают из небытия, чтобы характеризовать свое время во всей его полноте.

Г. Ельшевская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.

Посмотреть галерею работ

Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович
"Алеко. Автопортрет" (1859 г.) 92х73см.
Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович
"Похищение купеческой жены Груни Егором Башлыком, ставшим атаманом разбойников" (1833 г.) 78х99см.
Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович
"Автопортрет" (1830 г.) 64х84см.
Алексеев (Сыромянский) Николай Михайлович
"Автопортрет" (1879 г.)

ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"