АММОН, Аммонт (Ammon) Владимир Федорович (28 декабря 1806 - 11 апреля 1879, Москва), живописец, пейзажист, академик петербургской АХ (1859). Из семьи торгового предпринимателя Федора (Фердинанда) Готлиба А. (? - 1842), потомка онемечившегося французского гугенотского семейства, переселившегося после отмены Нантского эдикта (1685) в Западную Пруссию, а в начале 19 в. в Россию. А. учился в начале 1840-х гг. в Строгановской рисовальной школе в Москве у К. И. Рабуса, в 1844-56 у него же в пейзажном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В 1857 получил от петербургской АХ звание "назначенного в академики" за картину "Вид Москвы близ Кунцево", в 1859 - звание академика за картину "Вид села Коломенского" ("Вид в окрестностях Москвы"). Наряду с другими художниками т. н. московской школы А. стоял у истоков формирования русского реалистического пейзажа; в его произведениях видовой пейзаж эпохи романтизма приобретал все больше конкретных черт, отражая особенности неброской красоты уголков старорусской природы. Работы А. сохранились в малом количестве: "Вид Москвы с Воробьевых гор", 1863; "Пруд", 1873; "Мостик в парке" (все в Русском музее в С.-Петербурге). А. активно участвовал в художественной жизни Москвы, в 1862-64 член комитета Московского общества любителей художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1872), участник передвижных выставок (1871-76, 1879). С 1872 - библиотекарь при МУЖВЗ. Похоронен на Введенском кладбище. Старший брат, Иван (Герман) Федорович А. (1822 - 74) служил в архиве Министерства иностранных дел, перевел на русский язык 4 тома дневника камер-юнкера Ф. В. Бергхольца, находившегося при Петре I в свите герцога Голштинского ("Дневник камер-юнкера Бергхольца", М., 1857-1863), и "Записки графа Басевича о России при Петре Великом" ("Русский архив", М., 1866).
Художественное образование Владимир Федорович Аммон (Аммонт) получил в Москве: вначале в Рисовальной школе графа Строганова, открытой для подготовки учителей рисования в 1825 году, затем в Московском училище живописи и ваяния, фактически основанном в 1843 году. Наставником В. Аммона по училищу был известный в то время живописец К.И. Рабус. Природные способности и стремление стать мастером сделали из молодого человека достойного представителя пейзажной живописи направления в русском изобразительном искусстве, которое во второй половине XIX века совершит стремительный бросок к вершинам этого жанра. Пейзажи В.Ф. Аммона (а он часто называл их по-русски видами) привлекали внимание не только любителей, но и авторитетов из Академии художеств: в 1850 году живописец получает за работу Вид Академии наук и Дворцовой набережной в Петербурге звание художника, в 1859 году за картину Вид в окрестностях Москвы ему присваивают звание академика. Для расширения представления об интересах художника перечислим ряд других его работ. Вид в Коломенском (1854), Вид Симонова монастыря (1854), Вид в Воронежской губернии (1855), Вид Киева (1856), Деревня на берегу реки (1867), Речка (1872), Пруд (1874) — лишь малая часть из наследия В.Ф. Аммона. Живописец положительно оценил создание Товарищества передвижных художественных выставок. Его работы были представлены уже на первой экспозиции, организованной И.Н. Крамским и его единомышленниками. В соответствии со своими талантом и мастерством В.Ф. Аммон способствовал развитию национального изобразительного искусства.