ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров
Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Ви вошли на сайт, как гость!
Логин:
Забыли пароль?
Пароль:
Зарегистрироваться
Запомнить
Зарегистрировано: [1934] мастера,   [186] посетителей.
Опубликовано:   [31684] работы.      
Онлайн:
RSS feed
Поиск по:

Последние новости

Главой Международной ассоциации биеннале станет Шейха Хур Аль Касими
Генпрокуратура Монако вмешалась в расследование по иску Дмитрия Рыболовлева к Иву Бувье
Итальянский коллекционер Патриция Сандретто Ре Ребауденго открывает музей в Мадриде
Музей Гуггенхайма решил снять с выставки работы, возмутившие зоозащитников
Попытка счастья

Последние статьи

5 причин, почему на День влюбленных дарят картины
PAC во время чумы
Джазмены, ковбои, крокодилы и потоп — всё о жизни Нового Орлеана
Гадание на министра
Роберт Каган (Австралия)

Вид искусства

Живопись(21410)
Другое(3089)
Графика(2886)
Архитектура(1737)
Вышивка(1036)
Скульптура(615)
Дерево(439)
Куклы(301)
Компьютерная графика(278)
Художественное фото(269)
Дизайн интерьера(239)
Народное искусство(187)
Церковное искусство(169)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(60)
Стекло(56)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)

День рождения

Александр Шепель
Александр Манзуров
Алексей Головченко Владимирович
Владимир Иванов Иванович
Игорь Посохин Михайлович

Полезные ссылки

Ежевика - товары для рукоделия

Облако тегов

Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Сантьяго Сьерра: «Капитализм превращает всех нас в хронических мазохистов»


Один из самых острых и провокативных современных художников, живущий в Мексике испанец САНТЬЯГО СЬЕРРА люто ненавидит капитализм, эксплуатацию и даже деньги как средство порабощения. Его акции, которые обычно исполняют нанятые за символическую плату рабочие или маргиналы, всегда парадоксальны: они унизительны и при этом представляют собой яростный протест против человеческого унижения. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ задал Сантьяго Сьерре вопросы о деньгах, человеческом достоинстве, социальных сетях и порнографии.

Перевод: Светлана Бутовская

ВНИМАНИЕ! Интервью содержит ссылки на фото- и видеоматериалы, которые могут оказаться неприемлемыми для некоторых пользователей. Строго 18+
Сантьяго Сьерра. Courtesy Art Basel

Валентин Дьяконов: В вашем искусстве, если смотреть с формальной точки зрения, немало черт, присущих американскому искусству 1970-х, — это перформансы, основанные на человеческой выносливости (например, люди в коробках), земляные работы (и работы в городском пространстве), повышенный интерес к физическому труду, напоминающий о ранних видео Ричарда Серры. Даже фото- и видеодокументации ваших работ выполнены в стилистике «черно-белых» 1970-х. Вы сознательно критически переосмысляли в этом ключе социальную направленность американского искусства тех лет, или это произошло само собой?

Сантьяго Сьерра: У меня можно найти черты не только американского искусства, но и творчества Ульриха Рюкрима, Франца Эрхарда Вальтера, а также обнаружить влияние Янниса Кунеллиса и Джузеппе Пеноне. Но я их не только переосмысливаю, а еще и дополняю темами, которые систематически игнорируются другими художниками. Возможно, в моем искусстве существует концептуальная дистанция по отношению к минимализму arte povera, мастера которого принципиально не были привязаны к определенной теме, но я в своем творчестве отдаю им дань восхищения и уважения. Черно-белая гамма — это сознательный анахронизм, который, с одной стороны, действительно отсылает к эстетике 1970-х, а с другой — к черно-белым работам Гойи, прессе ХХ века или к «Гернике» Пикассо.
Сантьяго Сьерра. Дом в грязи. 2005, общество Кестнера, Ганновер. Фотодокументация акции, во время которой первый этаж дома, принадлежащего обществу поддержки и развития искусства в Ганновере, был полностью залит грязью и тиной (предполагалось, что это будет грязь из искусственного водоема, выкопанного в 1930-е годы с целью организации зоны отдыха и создания рабочих мест в период массовой безработицы, но из-за экологических проблем ее заменили грязью из близлежащего пруда). Courtesy Lisson Gallery, London. © Santiago Sierra

В.Д.: Вы часто обращаетесь к не вполне легальным способам создания своих работ. Например, «10-дюймовая линия, выбритая на головах двух наркоманов, получивших в качестве оплаты дозу героина». Такой «бартерный» способ вознаграждения до сих пор практикуется в России («снести пианино по лестнице за бутылку водки»), но во многих странах он рассматривается как незаконный. Вы в самом деле пытались работать с европейскими наркоманами? У вас не было неприятностей из-за этого?

С.С.: У этих парней-наркоманов случились проблемы с наркодилером, который намеревался их избить. Они же хотели употреблять только те наркотики, которые распространял этот господин, и нам пришлось им их купить. В Центральной Америке тоже существует практика расплаты алкоголем, о которой вы говорите. На самом деле там это распространенный способ уничтожения коренного населения. Думаю, что и в Пуэрто-Рико, где я проводил эту акцию, обилие наркотиков служит тем же целям. Вместо обещанной реальной революции был развязан геноцид. Законы устанавливают хозяева бизнеса, и эти законы направлены только к их собственной выгоде. Но на самом деле сейчас я уже далек от этой драмы: я посвятил этому много времени, но теперь занимаюсь другими вещами, ведь вы спросили о работе более чем десятилетней давности.
Сантьяго Сьерра. 10-дюймовая линия, выбритая на головах двух наркоманов, получивших в качестве оплаты дозу героина. Октябрь 2001, Пуэрто-Рико. Кадр из видеодокументации. © Santiago Sierra

В.Д.: Когда вы в 2002 году снимали видео «Человек, произносящий фразу», вы заплатили нищему пять фунтов за то, чтобы он произнес на камеру: «Мое участие в этом проекте может принести семьдесят две тысячи долларов. Мне заплатили пять фунтов». Эта ваша работа действительно принесла такую сумму?

С.С.: Ну это были оптимистические оценки. Мы продали несколько видеозаписей и снимков небольшого размера, но не печатали больших фотографий и не заработали этой суммы, хотя могли бы. Почему бы и нет? Точные цифры вам могут подсказать в моей мастерской, я не в курсе.
Сантьяго Сьерра. 245 кубометров. Март 2006, синагога Штоммельн, Пульхайм. Фотодокументация. © Santiago Sierra

В.Д.: Ваша работа 2006 года «245 кубометров» в Пульхайме, в бывшей синагоге Штоммельн, где люди в сопровождении пожарного бродили в противогазах по заполненному газами выхлопных труб пространству, была сделана вскоре после того как тема Холокоста привлекла внимание близких вам по духу художников (Мирослав Балка) и архитекторов (Питер Айзенман). Почему вы обратились именно к этой, в общем, маргинальной теме? Вы считаете, что современные формы капиталистического давления сравнимы с событиями 1933–1945 годов?

С.С.: Мне хотелось создать произведение с многочисленными цитатами из немецкого послевоенного искусства. Отправной точной послужила известная работа Густава Мецгера 1960-х годов, где он соединил шлангами выхлопную трубу автомобиля и прозрачную коробку с растениями, расположенную в кузове грузовика, и ее усложненная версия «Проект Стокгольм» 1972 года. Я встречался с Мецгером в Лондоне, и он был очень доволен тем, как я его «процитировал». Конфигурация труб, направленных в пространство синагоги, отсылала к «органической геометрии» некоторых работ Евы Гессе. Сцены с пожарными, сопровождавшими зрителей, напоминали социальную архитектуру перформансов Вольфа Фоштелла, художника, тесно связанного с Испанией, потому что он много лет жил и работал в местечке Мальпартида на границе с Португалией и похоронен на общественном кладбище в Мадриде. У меня на стене висит фотография его могилы, сделанная группой DEMOCRACIA. На ней есть надписи на иврите и на испанском (на немецком нет): «Вашу жизнь изменят именно те вещи, о которых вы не знаете» — ужасная фраза, если задуматься. Еще я вспоминал о бомбе из мёда, сделанной Йозефом Бойсом, а при создании документации — о пикселизации Герхарда Рихтера. «245 кубометров» придают новую актуальность теме Холокоста и восстанавливают память о нем. Безусловно, это очень болезненная тема, которая эксплуатируется империалистической политикой на Ближнем Востоке. Эта тема обжигает, но она прекрасна для художника. Надо отобрать у Голливуда эксклюзивные права на нее. О репрессиях времен фашизма я узнал не по телевизору и не из американских фильмов, а на санитарных носилках моих бабушки с дедушкой. На остальные вопросы я отвечу текстом, который я предпослал выставке в Пульхайме: «Это дань памяти всем и каждой жертве Государства и Капитала». В том числе и жертвам моей эпохи, почему бы и нет.
Сантьяго Сьерра. 245 кубометров. Кадр из видеодокументации. © Santiago Sierra

В.Д.: Работа 2008 года Los Penetrados, состоящая из фотографий и видео анального совокупления черных и белых мужчин и женщин, образующих все возможные пары, — это комментарий к повсеместной распространенности порнографии в эпоху быстрого Wi-Fi? Вы считаете порнографию унизительной?

C.С.: Унизительна только деградирующая экосистема, которая порнографию порождает, — то есть капитализм. Детские игры на деньги — деградация. Даже медицина деградирует в капиталистической системе. Пенисы, вагины, анусы, груди и тому подобное — это части человеческого тела. Как можно осуждать или считать унизительным человеческое тело, в целом и в частностях? Такое осуждение, а также осуждение и отрицание желания приводят к тому, что человек теряет волю, впадает в депрессию и начинает осуждать и отрицать самого себя из-за тех, кто никогда в жизни не испытывал лишений. Это часть идеологии, которую элита придумала для своих рабов.

В.Д.: Обычно ваши работы отсылают к экономическим ситуациям, когда людям платят за то, что они делают что-то для них неприятное. Сексуальный акт в Los Penetrados, я полагаю, приятен для участников, но контекст при этом очень угнетающий. Вы задумывались об этой разнице?

С.С.: Никакого удовольствия для участников здесь нет, потому что его вытесняют приказ и подчинение. Проститутка и солдат — вот архетипы эпохи капитализма: проститутка — как яркий пример продажи тела ради чужой наживы, а солдат — как пример продажи разума ради чужой наживы. От тех, кто приводит в действие механизм капиталистической системы, требуется быть проститутками-солдатами, по крайней мере, на работе.
Сантьяго Сьерра. 250-сантиметровая линия, татуированная на шести людях, которым заплатили по $30. Декабрь 1999, Гавана. Кадр из видеодокументации. © Santiago Sierra

В.Д.: В декабре 2006 года вы заставили группу воинствующих итальянских анархистов слушать радиотрансляцию папской рождественской мессы, надев на них черные колпаки-капироты. Эта работа или какие-нибудь другие были задуманы вами как смешные?

С.С.: Мои произведения обычно вызывают не смех, а шок, ну так кто-то же должен это делать. Я прекрасно провожу время, занимаясь своей работой, а всем остальным интересуюсь в меньшей степени. Дело в том, что я представляю себе свою работу как некое целое, а не каждое произведение в отдельности. Иногда одни произведения придают новый оттенок другим произведениям или меняют точку зрения на них. Обычно я создаю очень серьезную, очень мрачную атмосферу, атмосферу зла. Но это только атмосфера. Конечно, у меня есть работы, выполняя которые, я умирал со смеху. Скажу больше, даже когда мы делали татуированную линию на спинах добровольцев в Гаване, мы смеялись. Хотя это был нервный смех. Конечно, были и ужасные моменты — но они забываются, когда, например, я представляю себе лица людей в галстуках, которые из-за меня не попали на открытие нового пространства Lisson Gallery в Лондоне (в 2002 году во время открытия Сьерра закрыл вход в галерею рифленым металлическим забором. — «Артгид») или символический реванш, состоящий в том, чтобы перегородить центральную улицу Мехико трейлером.
Сантьяго Сьерра совместно с Юлиусом фон Бисмарком. «НЕТ», спроецированное поверх папы. Август 2011, Мадрид. © Santiago Sierra

Было очень весело работать с Юлиусом фон Бисмарком и проецировать слово «НЕТ» на римского папу во время его визита в Мадрид.
Сантьяго Сьерра. Скрытое слово. 2003, павильон Испании на 50-й Венецианской биеннале. Courtesy Lisson Gallery, London. © Santiago Sierra

Или когда тебя приглашают представлять твою страну на Венецианской биеннале, а ты закрываешь мусорными пакетами ее название — в этом тоже есть что-то забавное. (Сантьяго Сьерра представлял Испанию на биеннале 2003 года. Главный вход в павильон Испании был заложен кирпичом, надпись España на фасаде действительно была закрыта пакетами, замотанными скотчем, войти можно было только с тыльной стороны, пускали исключительно обладателей испанского гражданства строго по паспортам, а внутри павильона было пусто. — «Артгид».) А как мы смеялись с Хорхе Галиндо, когда делали «Агентов»! Еще установить огромное «НЕТ» на Таймс-сквер — это как получить медаль: конечно, я веселился. Или вот письмо, которое я написал министру культуры — просто умереть от смеха. (В 2010 году Сьерра отказался от испанской Государственной премии в области визуальных искусств [ее размер составляет €30 тыс.], послав министру культуры Испании Анхелес Гонсалес-Синде письмо, в котором говорилось, что премия от государства неприемлема для него как свободного художника, считающего государство нелегитимным и преступным. — «Артгид»). Конечно, если подать такое блюдо вам к столу, весь юмор испарится, но мне наплевать. Шутить пытаются многие, но выходит у них не очень. Мне же импонирует мрачный тон моих работ, и я намерен его придерживаться — это как моя подпись, и это неизменно оказывает воздействие.
Сантьяго Сьерра, Хорхе Галиндо. Агенты. Август 2012, Мадрид. Фотодокументация. © Santiago Sierra

В.Д.: Вы когда-нибудь видели общество без угнетения? Можете ли представить его себе в будущем? Или процесс противостояния угнетению самодостаточен и бесконечен?

С.С.: Общества без угнетения я не видел, но видел страны, где заинтересованы в работниках с высокими техническими знаниями. В этих странах к населению относятся лучше, чем там, где государству нужны только солдаты и сборщики налогов. Во всех странах людей эксплуатируют как скот. В одних подавление осуществляется открыто, в других — более скрыто, но нет, я не встречал общества, где бы не было угнетения. Закон на стороне сильного — и это правило универсально.

В.Д.: Вы родились во франкистской Испании. Вы помните что-нибудь из этого времени? Ваши детские впечатления как-то повлияли на ваше творчество?

С.С.: Не только детство, но и вся моя жизнь. Я отлично все помню, но эта Испания Франко никуда не делась. Испания перестала существовать в 1939 году с победой генерала Франко над испанским народом. С этого времени она зависела сначала от центральноевропейского фашизма, а затем от атлантического фашизма. Сейчас мы имеем в Испании не правительство, а колониальную администрацию, которая опирается на вооруженных до зубов сипаев. Франкизм остается нетронутым начиная с верхушки государства, испанский король — это франкистский военный, воспитанный тираном. Мучители выгуливают свои награды в Мадриде и по всей Испании, являющейся второй после Камбоджи страной по количеству без вести пропавших, которых правительство не желало разыскивать. Неудивительно, что во главе государства и правительства у нас преступники. Самый крупный бизнес — это не нефть и не война. Кто трудится, чтобы можно было заработать на нефти, на оружии? Люди. Самое важное — это люди, и государство должно стоять на страже их интересов. На самом деле ситуация в Испании — это ситуация террора, ее трудно описать несколькими фразами, потому что атаки на население ведутся на бесконечном количестве фронтов — положение напоминает то, что было в Аргентине в 1990-е. Страной управляют банды преступников с благословения начальников из Брюсселя, Лондона, Вашингтона, Рима, Франкфурта. Капитализм — это экономическое проявление садизма, которому подвергается население, он превращает всех нас в хронических мазохистов из чужой истории.
Сантьяго Сьерра. Три человека, которым было заплачено за то, чтобы они лежали в ящиках во время вечеринки. Ноябрь 2000, Гавана. Фотодокументация. Три женщины, получившие по $30, были помещены в деревянные ящики, где находились во время приема, устроенного по случаю Гаванской биеннале. Не проинформированные об акции гости использовали эти ящики в качестве сидений. © Santiago Sierra

В.Д: Что вы думаете о движении «Оккупай» и его последующей мутации в развлекательное мероприятие для истеблишмента на Берлинской биеннале, куратором которой был Артур Жмиевский?

С.С.: Знаете, я не имею четкого представления о том, что это такое, я считаю это движение частью «оранжевых» и арабских революций, на которых стоит клеймо «сделано в США». Однако могу вам сказать, что после выступлений участников испанского протестного движения 15-М на выборах многого добились испанские ультраправые, и нам до сих пор не удается от них избавиться. Они разрушают то, что осталось от Испании, для этого они используют социальную инженерию… Мне не хотелось бы дальше распространяться — не хочу, чтобы меня сочли параноиком. Что же касается Берлинской биеннале, то, при всем моем уважении к Артуру как художнику, она мне показалась насквозь фальшивой.

В.Д.: Какие СМИ вам кажутся наиболее демократичными? Что вы думаете об утопии горизонтальных связей в социальных сетях?

С.С.: Средства информации, о которых вы говорите, — это средства воспитания масс, а мне неинтересно, что хотят сказать массам их хозяева. Меня восхищают анархисты, в их взглядах есть смысл. В работе 2006 года «Анархисты», которую вы назвали юмористической, они не выглядят победителями, потому что таковыми не являются. Это просто дань уважения. Точно так же, как в случае со всеми людьми, которые появляются в моих работах, — я не показываю их победителями, потому что они на самом деле ими не являются, а не потому что я не хочу, чтобы они ими были. Анархисты действуют ради взаимопомощи. Они полагают, что каждый должен получать по своим потребностям и вкладу, согласно своим возможностям, без использования силы, власти, благодаря общественной самоорганизации, воспитанию, эгалитаризму и общественному прогрессу. И все это при уважении индивидуальности и коллективности. Мне кажется, в этом есть смысл. Именно поэтому в средствах массовой информации анархия преподносится как синоним хаоса — потому что это разумная система, а организовать мир к выгоде одной тысячной процента населения может только неразумная система. Неразумность стремится к господству, потому что настоящий хаос — это система.
Сантьяго Сьерра. «НЕТ», мировой тур. 2009, Таймс-сквер, Нью-Йорк. Courtesy prometeogallery by Ida Pisani/Milano, Lucca and Galeria Helga de Alvear/Madrid. Источник: artpulsemagazine.com

В.Д.: Вы думаете, что того, что вы делаете в области осмысления труда, недостаточно? Вам бы хотелось, чтобы стало больше художников работающих в том же роде? Вы действительно мыслите политически в том смысле, что желаете максимально широко распространить свои идеи и привлечь к их реализации как можно большее количество людей? И если да, то не займут ли они вашу нишу в мире искусства и не пошатнет ли это ваших позиций?

С.С.: Мне кажется, что каждый должен заниматься тем, чем хочет, это не мое дело. Неплохо, если в искусстве будет равенство. Я не собираюсь никого никуда направлять, я даже не даю уроков — я только занимаюсь искусством. Что касается моей позиции, то я осознаю, что жертвую продажами ради свободы самовыражения, но я здесь не для того, чтобы быть миллионером, а для того, чтобы быть свободным. Откровенно говоря, миллионы людей являются рабами денег, я же с помощью изменчивой фортуны пытаюсь вести жизнь без бога, без родины, без закона и без хозяина.

По материалам: www.artguide.ru/ru/articles/



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика
Image Slider

(c) Дизайн-група "Dolphins"